Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы

 

         К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших… Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, - дела появятся сами».

          В этих словах – огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов. Ведь модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.

          Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

                           Людей неинтересных в мире нет,

                           Их судьбы – как истории планет.

                           У каждой все особое, свое,

                           И нет планет, похожих на нее.

          Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.

          Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка  и, как следствие, его развитию.

          Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.

          Необходимо с первых минут урока мобилизовать на работу как класс в целом, так и каждого ученика в отдельности. Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся. Это может быть небольшая инсценировка или игра, викторина или проникновенное слово учителя и так далее.

          Урок в 11 классе по теме «Сатира В.Маяковского» всегда начинаю сценкой «Выступление В.Маяковского в политехническом музее». Заранее подготовленные ученики одновременно выкрикивают: «Долой Маяковского! Долой!», «Да здравствует Маяковский!». И тут на середину класса выходит ученик – Маяковский и говорит: «А я все-таки послушаю тех, кто кричит «Да здравствует Маяковский!». Итак, начинаю».

Вопрос из класса: «Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли».

Ученик – Маяковский: «Надо иметь умных товарищей».

Вопрос из класса: «Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не

заражают».

Ученик – Маяковский: «Мои стихи не люди, не печка и не чума».

Вопрос из класса: «Маяковский, как вы чувствуете себя в русской литературе?»

Ученик – Маяковский: «Ничего не жмет».

          И вот уже на лицах ребят улыбки, и такой далекий и непонятный Маяковский становится ближе. А я радуюсь, контакт с учениками есть, а значит, и урок получится.

          Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда «Мальчик - звезда» начинаю словами: «Нас толпой окружают звезды. Они заполонили экраны телевизоров, мелькают на полосах газет, дают бесконечные интервью. Многие пытаются им подражать. Поэтому мы можем сказать, что чумой нашего времени стала еще одна болезнь. Догадались какая? Правильно, «звездная». А О.Уайльд и его сказка помогут нам найти ответ на вопрос: «Что нужно делать, чтобы не заболеть такой опасной «звездной» болезнью».

           И глядя в доверчивые глаза своих учеников, я понимаю, они весь урок будут кропотливо трудиться, чтобы найти лекарство от этой страшной болезни.

           А как важно в самом начале урока активизировать познавательную деятельность учащихся.

           Урок русского языка в 7 классе по теме «Н – НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях». На перемене перед уроком на доске пишу два предложения.

                            Семена рассеяны по полю.

                            Девочка рассеянна на уроке.

К началу урока предложения прочитаны. Детям не терпится сказать, что я в одном из слов допустила ошибку. Каково же их удивление, когда я говорю: «На доске все правильно. Более того, почему в одном случае пишется одна Н, а в другом две Н вы сами после анализа слов и размышлений над ними ответите».

           Все, работа закипела.

           Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

           «Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в параграфах учебника - материал для наблюдений). При изучении фонетики и знакомстве с орфоэпическим словарем, предлагаю учащимся составить словарик типичных орфоэпических ошибок учеников школы и, приобщив к работе родителей, словарик типичных орфоэпических ошибок жителей поселка. Дети активно берутся за это и проводят анкетирование, сбор материала, составляют словарь. Итог работы – выступление на школьной линейке и выпуск газеты. Как правило, такая работа имеет продолжение: ребята начинают собирать не только орфоэпические ошибки и не только у учащихся нашей школы.

           Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

           Провожу уроки – исследования (конспект урока – исследования в 10 классе по теме «Искушение – лейтмотив драмы А.Н.Островского «Бесприданница» прилагается).

           Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

           - активизация познавательной деятельности;

           - осмысление материала через активное чтение и слушание;

           - через размышление и анализ к творческой интерпретации.

           Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Для анализа беру стихотворения в прозе русских писателей: И.С.Тургенева, В.Астафьева, В. Солоухина. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях значки «?» (непонятно), «+» (согласен), « - «   (вызывает сомнение), «!» (это главное). Такая работа учит читать текст между строк. Говорим на уроке о проблеме текста, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием творческой работы.

           Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

           Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа».

           Л.С.Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра».

           Вот поэтому роль уроков литературы в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к книге, чтению, литературе. Для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке.

           В 5 классе обязательно провожу библиотечный урок «Дом, в котором вас ждут». И начинаю его с рассказа об удивительном человеке Е.Тимошенко, который в 12 лет с легкой руки М.Горького начал собирать книги. И, находясь в концлагере, свои полпайки хлеба отдавал за книги. А после войны на Карельском перешейке поставил свой дом и на стене повесил табличку «Библиотека Е.Тимошенко. Открыта для всех желающих».

           В конце такого урока говорю: «В нашем кабинете тоже есть необычная библиотека. Она очень маленькая, в ней книги, которые дарили ребята, заканчивая школу. Вы всегда можете к ней обращаться. Она для вас». На следующий день обязательно несколько учеников принесут книги в дар кабинету. И не те, которые не нужны дома, а которые захотят прочитать их одноклассники. И это уже творчество души, потому что детям захотелось сделать что – то для других.

           Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и  уроки развития речи. На таких уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

           Традиционно на уроках развития речи четко выделяется основная мысль будущей работы, составляется план, совместно сочиняется вступление и заключение, на доске заранее пишутся слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении. Такая работа важна, она способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков. Но должны быть по развитию речи и уроки – праздники, когда учитель дает свободу творчества.

           Это, например, уроки развития речи с использованием музыки. В 5 классе на уроке по теме «Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень» использую пьесу С.Рахманинова «Сирень». Она невелика по объему, но помогает ученикам понять общее настроение натюрморта, услышать звуки сиреневого сада, активизировать воображение. Таким образом, дети понимают, что об одном явлении можно рассказать по – разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой сиреневого сада звуками. «А мы, ребята, - говорю я,- попытаемся написать обо всем этом словами. Давайте еще раз вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображен на картине Кончаловского».

           Мне нравится проводить уроки развития речи с использованием произведений декоративно – прикладного искусства, так как народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития школьников.

           Мною были проведены уроки: «Ясноликая хохлома» (обучение сочинению – описанию действия, 6 класс); «Архитектура – это застывшая музыка» (обучение сочинению – описанию с элементами повествования памятника архитектуры, 8 класс). Такие уроки в своей основе имеют игровые элементы: дети выступают в роли экскурсовода, историка, архитектора, что способствует развитию монологической речи, обогащению лексики учащихся.

           На уроках литературы так же предусмотрены различные творческие работы: анализ стихотворения, ответы на вопросы, сочинения. И тут, я считаю, обязательно работа должна строиться дифференцированно. Важна вариативность. Чтобы каждый ученик смог выбрать такой вопрос или такую тему сочинения, которые были бы ему не только по душе, но и по силам. Ведь, что греха таить, часто ребята не пишут сочинения сами, а списывают. И не только потому, что не хотят работать, а потому, что не в состоянии справиться с заданием. Поэтому стараюсь систематически проводить уроки обучающего сочинения (конспект урока в 10 классе по теме «Анализ эпизода как жанр сочинения» прилагается).

           Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации (смотри тот же урок).

           На уроках литературы часто встречаются контрастные мотивы, образы. И акцентировать внимание учащихся на богатстве смысловой антитезы помогает даймонд. Он состоит из 7 строк: 1 и 7 – имена существительные, выражающие противоположные понятия; 2 и 6 – по два прилагательных, раскрывающих признаки существительных, 3 и 5 – по три глагола или деепричастия; 4 - состоит из четырех слов: первые два характеризуют существительное 1 строки, вторые два характеризуют существительное 7 строки. Вот, например, какой даймонд составила ученица на уроке по повести И.С.Тургенева «Ася»:

                          Свидание

                          Долгожданное, радостное

                          Зовет, охватывает и поглощает.

                          Радость жизни разрушает малодушие.

                          Огорчает, пугает и губит

                          Грустное, опустошающее

                          Расставание.

           Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

           Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Например, тема «Загадки», «Пословицы». Уроки – путешествия в страну Русский язык, Лексика, Фразеология. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к родному языку.

           Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представление.

           Использую мини – диктанты с творческими заданиями для итоговой работы на уроке, на уроках повторения. К небольшому тексту дается задание: озаглавить текст или объяснить письменно смысл слов, или выписать слова, образованные суффиксальным способом и так далее.

           Очень часто школьники читают, не обращая внимания на детали, увлекаясь только ходом событий. И задержать их внимание на деталях помогает игра «Из какой сказки эта вещь?» На доске слайд «утерянные вещи»: горошинка, хрустальный башмачок, золотой ключик, и ребятам предлагается «вернуть» вещи в сказки. В старших классах такую функцию выполняют викторины (конспект урока в 10 классе по теме «Искушение – лейтмотив драмы Н.А.Островского «Бесприданница»). Причем подросткам очень нравится самим составлять викторины.

           Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира. Для меня стало доброй традицией проводить интегрированные уроки с И.П.Головиной. За последние несколько лет мы провели интегрированные уроки - исследования по следующим темам:

           «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества У.Шекспира» (8 класс);

           «А.С.Пушкин как историк» (9 класс);

           «Сложноподчиненное предложение в окружении библейских сюжетов» (9 класс);

            «Тоталитаризм и права человека» (11 класс).

           Как правило, такие уроки заканчиваются небольшой письменной работой творческого характера. Это дает возможность каждому ученику проявить себя и развить свои способности. Таким образом, осуществляется деятельный принцип развивающего обучения.

           Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете. Мне повезло: у меня в кабинете есть и компьютер, и интерактивная доска. Как же здорово иметь под рукой на электронных носителях и энциклопедии, и различные материалы к урокам (портреты, картины, иллюстрации, видеофрагменты, схемы и таблицы, тесты).

           А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей. Но мы пытаемся создавать и игровые слайды (показываем отсканированные детские рисунки, а класс пишет название произведения и автора; на слайде фраза из литературного произведения, а класс называет героя, которому она принадлежит). А так же учащиеся с интересом работают с игровыми программами по орфографии и пунктуации, выполняют различные тесты.

           В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по литературе. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

           Традиционным видом внеклассной работы является проведение  литературно - музыкальных вечеров. Вечера проводим во время недели русского языка и литературы. Тщательно подбираем музыкальное оформление, готовим выразительное чтение стихотворений, инсценируем отрывки из литературных произведений. В кабинете стараемся создать праздничную, торжественную атмосферу. Запомнились ребятам вечера: «Любовь – это сердце всего», «В.Высоцкий. Прерванный полет», «Вечер русского романса».

           Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику.  Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения (внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя «Конкурс на переиздание» в 8 классе).

           Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, стремлением к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто несовершенны, но искренни. И нам, учителям – словесникам, важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность в той или иной форме поделиться своими чувствами. Занятия под названием «Проба пера» помогает ребятам в работе над словом. Итогом такой работы стал рукописный иллюстрированный журнал «Вдохновение».

           Еще одной формой внеклассной работы является НОУ. В основе концепции образования важное место занимает включение старшеклассников в процесс активного творчества. Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через научные общества учащихся. НОУ в нашей школе существует более 5 лет. Ежегодно проходят научные конференции. Мои ученики неоднократно принимали участие в таких конференциях с работами: «Художественная деталь в пьесе Н.А.Островского «Гроза»; «Музыка любви в творчестве А.С.Пушкина и А.А.Фета»; «Цветовая гамма в «Слове о полку Игореве». Данная форма работы способствует развитию творчески одаренных детей.

           Воспитание патриотизма у подрастающего поколения – сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей Родины. А любовь к Родине начинается с любви к родному дому, с интереса к истории своего края. Именно поэтому большое место во внеклассной работе отвожу литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей, они с удовольствием включаются в работу по сбору информации. Так учащимися были выполнены мини – проекты «Их именами названы улицы», «Портрет моего земляка». В большую проектно – исследовательскую работу вылился сбор материала о жизни и творчестве давыдовского учителя и поэта М.Н.Просянникова. Учащиеся 9 «Б» класса (под руководством О.П.Ворониной и И.П.Головиной) встречались с бывшими учениками, коллегами Михаила Никаноровича, сделали фотовыставку о его жизни и творчестве, провели общешкольный поэтический вечер «Имя – поэт». Проектно – исследовательская деятельность стимулирует интерес к предмету, развивает потребность в самообразовании школьников, формирует умения учебного сотрудничества, поддерживает склонность ученика к творческому восприятию учебного процесса.

           В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни. 

             Результатом работы по теме данной концепции является стабильно высокое качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.

           Мои ученики постоянные участники районных олимпиад, различных конкурсов.

           2006 год Жукова Валерия диплом 1 степени в областном конкурсе в честь 100-летия академика Д.С.Лихачева.

           2008 год Пономарева Татьяна - победитель районного и участник областного конкурса «Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография».

           Выпускники учатся в ВГПУ на филологическом факультете (Карих Н.), на факультете иностранных языков (Сардулова Н.), в ВГУ на факультете иностранных языков (Ракитина М.).

           На ЕГЭ по русскому языку учащиеся показывают стабильно хорошие результаты.

           2006 год «5» - 5

                           «4» - 3

                           «3» - 2

                           «2» - нет.

 

 

 

© literatyra-voronina

Сделать бесплатный сайт с uCoz