Устный журнал «Вдохновение»                    

Цель мероприятия: расширить знания учащихся о композиторах и    

                                     художниках, музыке и живописи;

                                    

                                     обогатить чувственный опыт ребенка, эстетические

                                     чувства;

 

                                     воспитать патриотические чувства, гордость за

                                     неповторимость, красоту родного края, любовь и

                                     бережное отношение к родному краю.

 

 

 

Оборудование: мультимедийная презентация;

                            выставка детских рисунков «Мой родной край».

 

  

Ход мероприятия.

 

1 слайд.      Рыбе – вода, птице – воздух,

                    зверю – лес, степь, горы.

                    А человеку нужна Родина.

                    И охранять природу – значит

                    охранять Родину.

                                                 М.Пришвин.

 

                    Берегите эти земли, эти воды,

                    даже малую былиночку любя.

                    Берегите всех зверей внутри природы,

                    убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                 Е.Евтушенко.

 

Учитель. Бесконечно многолика и совершенна природа.

         Беспредельная голубизна неба, трепещущая листва деревьев, упорно пробивающаяся сквозь дремучие заросли букашка, верный друг и участник игр лохматый пес, даже безмолвная аквариумная рыбка – все это природа, которая окружает нас с детства. Именно она на протяжении веков вдохновляла человека на создание великих шедевров музыкального, художественного, литературного искусства.

         Открываем художественную страницу нашего устного журнала. Многие известные русские художники любили изображать родную природу – бескрайние поля и луга, широкие реки, тихие озера, дремучие леса. Особенно ярко воспели в своих произведениях красоту и величие русской природы замечательные мастера живописи: Исаак Ильич Левитан, Василий Дмитриевич Поленов, Архип Иванович Куинджи, Иван Константинович Айвазовский, Ива Иванович Шишкин.

         Наши экскурсоводы познакомят вас с полотнами этих художников.

         Как не вспомнить, глядя на картину Левитана «Золотая осень», строчки из стихотворения А.С.Пушкина:

                   Люблю я пышное природы увяданье,

                   В багрец и золото одетые леса.

 

Рассказы учеников-экскурсоводов о картинах Левитана, Поленова, Куинджи, Айвазовского. На слайдах 2 – 6 картины этих художников.

 

1 ученик. И.И.Левитан. В Москве, на Солянке, на четвертом этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Исаак с малых лет только и делал, что рисовал.

         Когда Исааку не исполнилось и 13-ти лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде.

        Зимой и осенью в предрассветной мгле бежал маленький Левитан на станцию, чтобы, забившись в угол нетопленного вагона, добраться без билета до Москвы. Однажды его исключили за неуплату за обучение. Учащиеся собрали нужную сумму, большую часть дал Саврасов, мальчика оставили.

        Когда Саврасов увидел холст «Вечер», то сказал: «Ты – художник! Понимаешь ли, что это значит? Работай Левитан Исаак, работай вовсю, прислушивайся к тому, что тебе душа говорит». На Второй ученической выставке Левитан показал «Осенний день. Сокольники». Неожиданно для него картину купил сам Третьяков. Это была победа, а Левитану – всего 19 лет!

       Жизнь Левитана – цепь тяжелых испытаний. Здоровье художника ухудшалось с каждым днем. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет!

 

2 ученик. В картине «Золотая осень» Левитан достигает высокого мастерства. Эта картина овеяна бодрым, ясным восприятием мира. Художник сопоставил прозрачную голубизну неба с пылающим на солнце золотом листвы, порыжевшую траву с холодной синевой речки. И золото листвы радостно сверкает на ветвях деревьев, мягким ковром устилает землю.

 

3 ученик. Поленов В.Д.

 

4 ученик. На картине «Заросший пруд» Поленов создает образ заброшенного уголка старого парка со скамейкой у пруда. Отшумела, ушла в прошлое жизнь прежних владельцев парка, давно уже в нем не слышно звонких голосов…

        Парк опустел, зарос. Не шелохнуться вековые деревья, глубокие тени залегли между ними, солнечные лучи не проникают сквозь их густую листву. Парк живет своей, обособленной от всего мира жизнью, полной таинственного смысла и тишины.

 

5 ученик. Куинджи А.И.

 

6 ученик. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была единственным экспонатом на индивидуальной выставке художника. Успех ее был огромный. О ней говорили везде, о ней писали, воспевали ее в стихах.

        Перед нами раскрывается равнина, пересеченная зеленоватой линией тихой реки. Река  почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым легкими стелющимися облаками. Все притихло, словно завороженное чудесным сиянием неба и воды.

 

7 ученик. Айвазовский И.К.

 

8 ученик. Картина «Черное море» - это образ морской стихии. Далек и спокоен горизонт, но по мере приближения на морской глади проглядывают

небольшие волны. И вот уже они стали огромными грядами волн. Вода еще только колышется, но движение уже грозно и неотвратимо.

        Критик Крамской писал об этой картине: «На ней нет ничего , кроме неба и воды, но это океан беспредельный, бесконечный, а небо, если это возможно, еще более бесконечное».

 

Учитель. Музыкальная волна следующей страницы вихрем мелодий закружит нас и перенесет в 1876 год.

 

Ученик – экскурсовод рассказывает о Чайковском П.И. и его сборнике «Времена года». На слайде 7 портрет композитора. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский написал для музыкального приложения журнала «Нувелист», выходившего всего раз в месяц, целую серию фортепьянных пьес, под названием «Времена года». Они печатались в течение 1876 года. К каждой пьесе этого своеобразного цикла были подобраны эпиграфы из стихотворений русских поэтов. В пьесах «Времена года» композитор любовно нарисовал поэтические образы русской природы, которую он так страстно любил.

        В пьесе «Песня жаворонка» (март) легкие трели как-бы напоминают о пении пташки. Главная мелодия передает различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то просветленного.

        Апрель время подснежников. Так и назвал Петр Ильич четвертую пьесу цикла. На фоне трепещущих аккордов льется нежная мелодия, ее мягкие волны поднимаются выше и выше. Как дуновение весеннего ветерка, легкие взлеты пассажей и снова звучит нежная, чуть робкая мелодия…

        Пьесу, к месяцу маю, композитор назвал «Белые ночи». Непередаваемое очарование белых ночей Петербурга с юных лет волновало композитора, Часами он стоял у окна, любуясь прозрачными красками небосклона, слушая таинственные шорохи белой ночи. Слушая мелодию данной пьесы,  ощущаешь непонятное нарастающее волнение, погружаешься в смутные грезы.

        Образы родной природы во многих пьесах неразрывно связаны с бытом, жизнью русских людей. В пьесе «На тройке» (ноябрь) задумчивая протяжная мелодия – песнь ямщика – и игривый перебор – звон бубенчиков – навевает поэтические образы русской зимней тройки, несущейся по снежной равнине в неведомую даль.

 

Прослушивание записи «Осенняя песнь» и «Баркарола».

 

Учитель. Третья страница нашего журнала расскажет о художнике – анималисте Василии Алексеевиче Ватагине.

 

Ученик – экскурсовод рассказывает о В.А.Ватагине. На слайде 8 – 10 портрет и работы художника. Анималистическое искусство существовало на протяжении тысячелетий, у каждого народа и в разные эпохи.

         У истоков российской анималистики стоит художник В.А.Ватагин. Это был человек удивительной скромности и деликатности. В его воспоминаниях мы находим наброски автопортрета: «Я всю жизнь трудился не для корысти или карьеры, я трудился ради искусства изображения».

        Две страсти определили судьбу художника: животные и искусство. С любовью к миру животных он родился. Самым большим праздником в детстве были редкие поездки в зоологический сад. Увлечение зоологией поддерживала мать, склонность к искусству поддержки не находила. Ситуация изменилась с началом дружбы мальчика с двоюродной сестрой. Она стала его первой наставницей в искусстве, обучила технике акварели. По ее примеру Ватагин поступает в частную студию художника Мартынова. Мартынов порекомендовал Ватагину рисовать в зоопарке. Но неуверенный в своих творческих возможностях, он поступает на естественное отделение Московского университета. О скульптуре, которая станет его главным призванием, он не помышлял. Учась в университете, Ватагин продолжает рисовать. Он предпринял несколько увлекательных путешествий. Возвратившись из поездки в Европу, Ватагин вырезал на кленовой дощечке несколько рельефов на анималистическую тему. С 1908года Ватагина замечают, о нем начинают писать: «Хороша деревянная скульптура Ватагина». Художник много работает, участвует во многих выставках. К 1920 году он уже не только известный, но и признанный скульптор.

        Ватагин создал особый мир животных, на его рисунках, в его скульптурах животные показаны в движении, художник пытается передать их настроение. Например, в обезьянах Ватагина нет смешного. Из спектра их эмоций скульптор охотнее выбирает состояния лирические, спокойные. Мы увидим «тупое» выражение у бобра, «вдумчивое» у марабу, «надменное» у верблюда. Около 50 книг о животных иллюстрировал Ватагин. В иллюстрациях Ватагина и правда жизни, и оттенок сказочности, и доброе лукавство мудрого художника.

 

Учитель. Природа вдохновляет на создание картин, музыки, скульптуры, стихов не только великих художников, композиторов, поэтов, но и нас с вами.

         Представление рисунков учащихся. Дети читают стихи собственного сочинения.

 

                             Осень.

         Вот и осень пришла золотая

         Вся в туманах и серых дождях.

         Только осень ведь вовсе не злая,

         Она хлебная в наших краях.

         И грибы она нам подарила,

         И красивый осенний пейзаж.

         Собираем в букеты мы листья

         Что она разбросала в лесах.

                                      Пономарева Татьяна

 

 

         А как здорово в погожий денек посидеть на природе, испечь картошечки на костре и в приятной занимательной беседе скоротать время. И нет ничего лучше, как разгадывать загадки и искать ответы на вопросы.

         А правда ли, что голубые розы растут в Китае?         

         Нет, неправда. Голубых роз, как и черных, в природе не существует.

         Правда ли то, что крокодилы могут взбираться на деревья?

         Правда. Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях деревьев. 

    

Сделать бесплатный сайт с uCoz