Развитие творческих способностей

во внеклассной работе по литературе

 

 

            Внеклассная работа по литературе играет огромную роль в формировании гармонично развитой, творческой личности. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому внеклассная работа по литературе должна быть интересной и увлекательной.

            Традиционным видом внеклассной работы является литературно-творческий кружок. Его работа сводится к нескольким направлениям.

            1. Подготовка и проведение музыкально-литературных вечеров: «Вечер русского романса», «Я помню вальса звук прелестный», «Любовь – это сердце всего», Вечер

            2. Инсценирование отрывков литературных произведений. В 2006 году поставили спектакль по сказке Л.Филатова «Про Федота Стрельца-удалого молодца». Это была достаточно длительная и кропотливая работа: чтение текста вслух, отбор актеров, подготовка декораций, костюмов, множество репетиций. Но результат стоил того. Ребята выступили со спектаклем дважды. И если бы они не были учениками 11 класса, наверное, выступили бы еще не раз. Такая работа увлекает ребят, способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно-эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения.

            3. Творческая мастерская. Это совокупность игрового, учебного и художественно-творческого начала. Главное условие мастерской – свободное самовыражение. Для работы на таком занятии беру небольшие рассказы, предлагаю по названию догадаться, о ком и о чем пойдет речь, прошу записать свои предположения в тетрадь. Далее каждый высказывает свои варианты. Затем читаю рассказ по частям и прошу написать продолжение. После того как ребята прочтут то, что получилось у них, читаю авторский текст. И так до конца рассказа. Очень часто ребята отрицательных героев пытаются исправить, ставят их в условия, когда происходит осознание ошибок. Работа в творческой мастерской приводит к размышлениям, дает возможность заглянуть в свой внутренний мир.

              Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто несовершенны, но искренни. Важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность в той или иной форме поделиться своими чувствами. Занятия под названием «Проба пера» помогают ребятам в работе над словом. Итогом такой работы стал рукописный иллюстрированный журнал «Вдохновение».

             4.Литературные игры. Участие в игре требует от учащихся не только знания текста художественного произведения, но и общей эрудиции, осведомленности в области музыки, живописи и, конечно, находчивости и смекалки. Очень нравятся детям игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».

             Еще одной формой внеклассной работу является НОУ.

             В основе концепции образования важное место занимает включение старшеклассников в процесс активного творчества. Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через научные общества учащихся. НОУ в нашей школе существует уже 5 лет. Ежегодно проходят научные конференции. Мои учащиеся неоднократно принимали участие в таких конференциях с работами «Чехов и Левитан», «Себя, как в зеркале я вижу» (произведения Пушкина в кино), «Музыка любви в творчестве Пушкина и Фета», «Цветовая гамма в слове о полку Игореве…»

             Воспитание патриотизма у подрастающего поколения – сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей Родины. А любовь к Родине начинается с любви к родному дому, с интереса к истории своего края. Именно поэтому большое место во внеклассной работе отвожу литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей, они с удовольствием включаются в работу по сбору информации. Так учащимися были выполнены мини-проекты «Их именами названы улицы», «Портрет моего земляка». В большую проектно- исследовательскую работу вылился сбор материала о жизни и творчестве давыдовского учителя и поэта Просянникова М.Н.  Учащиеся 8 «В» класса (под руководством Ворониной О.П. и Головиной И.П.) встречались с родственниками, бывшими учениками Михаила Никоноровича., сделали  фотовыставку о его жизни и творчестве, провели общешкольный поэтический вечер «Имя-поэт».

                Такая работа не только обобщает огромный краеведческий материал, но и обогащает патриотические чувства ребят.

 

 

Статья ВОИПКРО

 Воронина О.П., Головина И.П.

(МОУ Давыдовская СОШ, Лискинский район)

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

       Воспитание патриотизма у подрастающего поколения - сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей родины. А любовь к родине начинается с любви к родному дому, с интереса к истории своего края. Именно поэтому большое место во внеклассной работе отвожу исследовательской деятельности учащихся с опорой на краеведческий материал.

Проект «Имя – поэт, учитель и гражданин» - это результат совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

Тема проекта была выбрана не случайно. 2009 год – это юбилейный год для Просянникова М.Н. (85 лет со дня рождения).

Работа началась с обсуждения темы исследования и планирования дальнейшей деятельности. Учащиеся разделились на группы, каждая имела примерный перечень вопросов, которые должны были помочь ребятам в сборе материала.

Во-первых, провели социологический опрос. Учителя, ученики и их родители, жители поселка по-доброму откликнулись на просьбу ребят поучаствовать в соцопросе. Результат был поразительный. Практически единогласно поддержали нашу идею – переиздание сборника стихотворений Просянникова М.Н. Это воодушевило ребят. И исследовательская работа увлекла их.

Во-вторых, историки тщательно изучили материалы о Просянникове в библиотеках поселка и г. Лиски, в краеведческом музее г. Лиски. Обратились к ресурсам Интернет. Выяснили, что Просянников М.Н. выпустил 2 сборника стихотворений в 1995 и 1998 г., печатался в журнале «Подъем». Нашли интервью с Просянниковым (статья в книге «Почетные лискинцы»), нашли небольшие статьи о Просянникове, написанные поэтами Сафоновым, Петровым, директором лискинского краеведческого музея Аникеевым.

В-третьих, литературоведы исследовали поэтическое творчество Просянникова. Выяснили, что он писал много о родном крае и земляках.

Но главной темой все же была для него тема Великой Отечественной войны.

Пресс-центр работал в двух направлениях: юные спецкоры брали интервью у коллег, друзей, бывших учеников Михаила Никаноровича, а юные фотокорреспонденты все это фотографировали, а также оформляли фотовыставку по материалам, представленным сыном и дочерью Михаила Никаноровича.

Отрадно отметить, что помощь были рады оказать все к кому мы обращались, равнодушных не было.

Материала собрали много. Оформители всё систематизировали, отпечатали.

Результаты нашей работы таковы:

1. Фотовыставка

2. Урок по краеведению «Имя – поэт»

3. Конкурс чтецов

4. Юбилейный поэтический вечер

5. Переиздание сборника стихов.

Казалось бы, работа по данному проекту подходит к концу. Но творческая группа «Истоки» не спешит расходиться. Она в поиске, и уже есть новые идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

© literatyra-voronina

Сделать бесплатный сайт с uCoz