ЭКОЛОГИЯ РЕЧИ

(8 КЛАСС)

 

Цель занятия: содействовать повышению культуры речи, развитию   

                           языкового вкуса;

                           воспитывать экологический подход к языку, высветив

                           проблему искажения, засорения языка, нарушения   

                           смысловых, стилистических, грамматических норм;

                           вызвать потребность бережного отношения к языку.

 

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то

и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, 

иное название еще драгоценней самой вещи» (Н.В.Гоголь);

 

                            «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот

                            клад, это достояние, переданное нам нашими

                            предшественниками»… (И.С.Тургенев);

 

                            кассета с записью песни Б.Окуджавы «Давайте говорить

                            друг другу комплименты».

 

  Учитель. «Сядем рядком да поговорим ладком», - так называется наша встреча. Рядком мы уже сели, говорить начали, а вот что такое «ладком», вы знаете? В давние – давние времена, такие давние, что и представить трудно, наши предки поклонялись разным языческим богам. Среди них была богиня любви – Лада. Вечно юная и прекрасная, разъезжала она по всему свету на чудесной колеснице и дарила людям великое счастье любви и понимания. От этого чудного имени – Лада – появилось в славянском языке несколько теплых слов: ладный, ладится, ладком. Все красивое, доброе, хорошее на Руси называли ладным: девушка – то какая ладная, да как на ней платье ладно сидит, да как она складно говорит. Если дело трудное получалось, говорили, что оно идет на лад. Соглашаясь с кем-то, говорили: «Ладно». И, наоборот, если все валилось из рук, люди переставали понимать друг друга, считали, что в жизни наступал разлад.

         Представьте себе, что в родстве с этими словами находятся наши ладони. Когда мы хотим кого-то приласкать, выразить свою любовь и нежность, что мы делаем? Гладим ладонью. Если мы боимся потеряться в толпе, что предпринимаем? А какой вы знаете этикетный обычай, связанный ладонями? Если отношения ладятся, подают друг другу руки.

         Итак, ладонь, ладком, ладный – все эти слова связаны с любовью и пониманием. Почему я начала с истории этих слов, останется моим маленьким секретом. Но я буду очень рада, если кто-то из вас этот секрет раскроет.

         А говорить ладком мы с вами будем об экологии речи. Что такое экология?

 

Ответы учащихся.

 

Учитель. Но мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Люди работают, учатся, дружат, ссорятся и при этом выплескивают в среду своего обитания множество слов: приветливых и злобных, добрых и грубых – разных. Словом можно осчастливить, а можно повергнуть в отчаяние. Об этом у В.Шефнера есть стихотворение «Слова».

 

Ученики читают стихи.

         Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

         С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

         Словом можно убить, словом можно спасти,

         Словом можно полки за собой повести,

         Словом можно продать, и предать, и купить,

         Словом можно в разящий свинец перелить.

         Но слова всем словам в языке у нас есть:

         Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

         Повторять их не смею на каждом шагу, -

         Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Учитель. У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами будем говорить о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять. Из уст его порой несется такое… Слова – выражение мыслей, а мысли могут быть гадкие, злобные. И вот грубые скверные слова носятся в воздухе, прилипают к людям, загрязняют нашу среду обитания и разрушают наше здоровье, душевное равновесие, наше настроение.

 

Сценка по рассказу Л.Измайлова «В лифте» в исполнении учащихся.

 

Учитель. Какие слова произносит мальчик?

Жаргонные слова многим кажутся интересными, модными, привлекательными. Они так и норовят пролезть в нашу речь. Слова – пустышки опасны тем, что способны вытеснить из нашей речи нормальные слова. Причем они умеют сделать это незаметно. Так ведь и многое произошло незаметно.

         Текла речушка, переливалась чистой водой на перекатах, а человек помыл в ней машину. Незаметно в речке рыба исчезла… Так и с речью. Я думаю, что вы все постараетесь избавиться от этих слов. Тем более, что в нашем языке великое множество по-настоящему выразительных и красивых слов. И сколько людей было околдовано красотой и силой русского слова. А вы знаете таких людей?

        Давайте послушаем отрывок из славянского мифа о солнце.

 

Учащиеся читают наизусть отрывок из романа П.И.Мелтникова-Печерского «В лесах».

 

Учитель. Конечно, в обычной жизни мы не пользуемся таким языком. Мы употребляем простые, обычные слова. Важно, чтобы они были точно подобраны, понятны.

         Точность, простота и правильность – качества хорошей речи. А именно такой речью должен уметь пользоваться каждый человек. Мы все в состоянии позаботиться о том, чтобы наша речь не засорялась словами без смысла. Посмотрите сценку из школьной жизни.

 

Учащиеся показывают сценку из школьной жизни (ответ ученика у доски со словами: э-э-э, ну, вот, значит, ну как его там).

 

Учитель. У разговорной речи свои средства выразительности. Недаром ведь говорят, что русское слово замашисто, бойко, задиристо, колко. Вот послушайте.

 

Учащиеся показывают сценку.

1 ученик: «Ну что вы с этим Сидоровым возитесь? У него же не все дома».

2 ученик: «Я тоже всегда думал, что он с приветом».

3 ученик: «Да, уж если винтиков не хватает, так уж ничем не поможешь».

 

Учитель. Казалось бы, не очень приятные реплики в адрес товарища. Но они показывают удивительное качество нашего языка: его тактичность, щадящее отношение к бедному Сидорову, которого неудобно назвать глупым.

         Ребята, давайте же будем ладить друг с другом, с нашим прекрасным языком, давайте будем говорить друг другу только добрые, красивые слова.

        А кто из вас умеет делать комплименты? Что такое комплимент?

 

Ответы учащихся.

 

Учитель. Я предлагаю закончить наш разговор об экологии речи комплиментом. А чтобы у вас была возможность придумать красивый комплимент, послушайте песню Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»…

 

Звучит песня Б.Окуджавы.

 

Учитель, ученики обмениваются комплиментами.

Сделать бесплатный сайт с uCoz