КОНКУРС МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
НОМИНАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Поэтому свою главную задачу вижу в том, чтобы раскрыть творческие силы в обучающихся. Уверена, только интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. На первое место в этом процессе ставлю совместную работу учителя и учеников в поиске идей, форм работы, в выборе тем. Развитие творческих способностей осуществляю через следующие виды педагогической деятельности: интегрированные уроки, обучение сочинениям разных жанров, использование ИКТ, работу литературного кружка. Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира. Для меня стало доброй традицией проводить интегрированные уроки с И.П.Головиной. За последние несколько лет мы провели интегрированные уроки - исследования по следующим темам: «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества У.Шекспира» (8 класс); «А.С.Пушкин как историк» (9 класс); «Сложноподчиненное предложение в окружении библейских сюжетов» (9 класс); «Тоталитаризм и права человека» (11 класс). Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой нашего народа». Именно поэтому для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Интересно проходят уроки на материале книги В.Солоухина «Камешки на ладони». Так материал этой книги использовался на уроке в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения». В конце урока ученики, написали свои «камешки». Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке. Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность. Мне нравится проводить уроки развития речи с использованием произведений декоративно – прикладного искусства, так как народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития школьников. Мною были проведены уроки: «Ясноликая хохлома» (обучение сочинению – описанию действия, 6 класс); «Архитектура – это застывшая музыка» (обучение сочинению – описанию памятника архитектуры, 8 класс). Такие уроки в своей основе имеют игровые элементы: дети выступают в роли экскурсовода, историка, архитектора, что способствует развитию монологической речи, обогащению лексики учащихся. Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации. На уроках литературы часто встречаются контрастные мотивы, образы. И акцентировать внимание учащихся на богатстве смысловой антитезы помогает даймонд. Он состоит из 7 строк: 1 и 7 – имена существительные, выражающие противоположные понятия; 2 и 6 – по два прилагательных, раскрывающих признаки существительных, 3 и 5 – по три глагола или деепричастия; 4 - состоит из четырех слов: первые два характеризуют существительное 1 строки, вторые два характеризуют существительное 7 строки. Вот, например, какой даймонд составила ученица на уроке по повести И.С.Тургенева «Ася»: Свидание Долгожданное, радостное Зовет, охватывает и поглощает. Радость жизни разрушает малодушие. Огорчает, пугает и губит Грустное, опустошающее Расставание. Способствует приобретению знаний, развитию творческих качеств личности использование игровых элементов на уроке. Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные такими словами, чтобы они давали яркое, образное представление. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую технику в своем кабинете. Мне повезло: у меня в кабинете есть и компьютер, и интерактивная доска. Как же здорово иметь под рукой на электронных носителях и энциклопедии, и различные материалы к урокам. А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей. Но мы пытаемся создавать и игровые слайды: «Из какой сказки эта вещь?», слайды – соответствия на знание литературного текста, слайды – викторины. В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по предмету. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературно - музыкальных вечеров. Вечера проводим во время недели русского языка и литературы. Тщательно подбираем музыкальное оформление, готовим выразительное чтение стихотворений, инсценируем отрывки из литературных произведений. В кабинете стараемся создать праздничную, торжественную атмосферу. Запомнились ребятам вечера: «Любовь – это сердце всего», «В.Высоцкий. Прерванный полет», «Вечер русского романса». Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения. Урок в 11 классе по теме «Сатира В.Маяковского» всегда начинаю сценкой «Выступление В.Маяковского в политехническом музее». Заранее подготовленные ученики одновременно выкрикивают: «Долой Маяковского! Долой!», «Да здравствует Маяковский!». И тут на середину класса выходит ученик – Маяковский и говорит: «А я все-таки послушаю тех, кто кричит «Да здравствует Маяковский!». Итак, начинаю» Вопрос из класса: «Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли». Ученик – Маяковский: «Надо иметь умных товарищей». Вопрос из класса: «Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают». Ученик – Маяковский: «Мои стихи не люди, не печка и не чума». Вопрос из класса: «Маяковский, как вы чувствуете себя в русской литературе?» Ученик – Маяковский: «Ничего не жмет». И вот уже на лицах ребят улыбки, и такой далекий и непонятный Маяковский стал ближе. Творческая мастерская – это совокупность игрового, учебного и художественно-творческого начала. Главное условие мастерской – свободное самовыражение. Для работы на таком занятии беру небольшие рассказы, предлагаю по названию догадаться, о ком и о чем пойдет речь, прошу записать свои предположения в тетрадь. Далее каждый озвучивает свой вариант. Затем читаю рассказ по частям и прошу написать продолжение. После того, как ребята прочтут то, что получилось у них, читаю авторский текст. И бывает так, что учащиеся не согласны с развитием сюжета, не ожидали от героев тех или иных поступков. Моим ученикам всегда хочется, чтобы герои осознавали свои ошибки, поступали по совести, и все бы заканчивалось хорошо. Но в споре рождается истина, и, как правило, ребята приходят к единому мнению. Такая работа приводит к размышлениям, дает возможность заглянуть в свой внутренний мир. Работу в творческой мастерской провожу как на уроке, так и на занятии литературного кружка. Так на занятии кружка провела творческую мастерскую по рассказу В.Астафьева «Белогрудка», по рассказу И.Бунина «Бумажная победа», на уроке по УМК «Вокруг тебя мир» по сказке О.Уайльда «Мальчик звезда», на уроке литературы по рассказу И.Бунина «Лапти». Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, стремлением к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто несовершенны, но искренни. И нам, учителям – словесникам, важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность в той или иной форме поделиться своими чувствами. Занятия литературного кружка под названием «Проба пера» помогают ребятам в работе над словом. Итогом такой работы стал рукописный иллюстрированный журнал «Вдохновение» и книга стихов «Озарение». Большое место во внеклассной работе отвожу исследовательской деятельности учащихся с опорой на краеведческий материал. Так учащимися были выполнены мини – проекты «Их именами названы улицы», «Портрет моего земляка». В большую проектно – исследовательскую работу вылился сбор материала о жизни и творчестве давыдовского учителя и поэта М.Н.Просянникова. Тема была выбрана не случайно. В 2009 году исполняется 85 лет со дня рождения Михаила Никаноровича. Работа началась с обсуждения темы исследования и планирования дальнейшей деятельности. Учащиеся по желанию и интересам разделились на группы, каждая имела примерный перечень вопросов, которые должны были помочь ребятам в сборе материала. Провели социологический опрос, который показал, что нашу идею о переиздании сборника стихов Просянникова М.Н. поддержали. Это воодушевило ребят, и исследовательская работа закипела. Историки тщательно изучили материалы о Просянникове в поселковых библиотеках и города Лиски, в краеведческом музее города Лиски. Литературоведы исследовали поэтическое творчество Михаила Никаноровича. Пресцентр работал в двух направлениях: юные спецкоры брали интервью у коллег, бывших учеников, родных, а фотокорреспонденты все это фотографировали и фотовыставку о Просянникове. Материала собрали много. Оформители все систематизировали, отпечатали. Результаты нашей работы таковы: 1 фотовыставка; 2 урок по краеведению «Имя – поэт»; 3 конкурс чтецов; 4 поэтический вечер, посвященный 85-летию со дня рождения Просянникова М.Н.; 5 переиздание сборника стихов Просянникова М.Н. Учитель должен дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни. Результатом работы в данном направлении является стабильно высокое качество знаний учащихся по русскому языку и литературе. Мои ученики постоянные участники районных олимпиад, различных конкурсов. 2006 год Жукова Валерия диплом 1 степени в областном конкурсе в честь 100-летия академика Д.С.Лихачева. 2008 год Пономарева Татьяна - победитель районного и участник областного конкурса «Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография». 2009 год Мудрушина Юлия – лауреат областного конкуса, посвященного Году семьи. Корбкова Анна – победитель (3 место) научного общества учащихся в ВГУ. Пономарева Татьяна – участница областного конкурса «Делаем книгу сами». В 2009 году выступала в ВОИПКиПРО на 8-ой Международной учительской конференции по теме «Развитие творческих способностей обучаемых во внеклассной работе по литературе
|
|
|
© literatyra-voronina |