Урок литературы в 7 классе

В мастерской художника слова: И. А. Бунин «Лапти»

Цель урока: познакомить учащихся с художественным миром прозы И.А.Бунина; попытаться понять раздумья писателя о мире, людях.

Ход урока.

 Вступительное слово учителя.

- Ребята, знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора,     отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.На этом уроке мы будем учиться читать не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти».

 

1-ый слайд.

 

Учитель. Иван Алексеевич Бунин большой русский писатель и поэт. Он первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые высокие достижения в области науки и литературы.

Но давайте всё по порядку. Где и когда родился И. А. Бунин?

2-ой слайд.

 

Ученица. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870г. В г. Воронеже (сюда семья переехала, чтобы дать образование старшим сыновьям). В Воронеже Бунины прожили 3,5 года и возвратились в хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Конечно же, Бунин запомнил о Воронеже немногое.

В одном из своих произведений он напишет: «Мне иногда кажется, что я что-то помню из жизни в Воронеже, где я родился и существовал три года. Но всё это вольные выдумки, желание хоть что-нибудь найти в пустоте памяти о том времени».

И всё-таки свою родину И. А. Бунин не забывал никогда. В январе 1907 года ему довелось даже посетить г. Воронеж. А летом 42-го года, когда в Воронеже шли ожесточённые, бои писатель записал в своём дневнике: «…с болью думаю о родном городе, молюсь за него и надеюсь».

 

3-ий слайд.

 

Ученица. Детство и юность Бунина прошли в полевой усадьбе Бутырки. Вот как об этом писал сам писатель: «Пустынные поля, одинокая усадьба среди них. Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов…»

Пас со сверстниками телят да жеребят, бывал не раз в ночном, рассказывал ребятам услышанные от матери и других сказки и предания. Иван Бунин рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1888 году в гимназию в Ельце, проучился там всего 5 лет. Семья не имела средств, чтобы платить за обучение, и завершить гимназический курс пришлось дома. Осваивать программу гимназии, а потом и университета, ему помогал старший брат Юлий, с которым писатель был очень дружен.

4-ый слайд.

 

Учитель. С 1888г. И. Бунин начинает печататься. Его литературная судьба складывается счастливо. Он много и удачно переводит с английского и французского. Особым очарованием обладают его поэтические описания времён года. Любимым временем года была осень. В одном из писем Бунин писал: «Ты знаешь, как я люблю осень!»

 

Выразительное чтение стихотворения «Листья падают в саду»

 

5-ый слайд.

 

Учитель. Февральскую революцию воспринял с болью. И в 1918г. Уезжает из Москвы в Одессу, а затем - за границу, во Францию. Постоянная тоска по Родине день ото дня становится всё глубже. В своём дневнике Бунин записывает: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?»

         Желание вернуться домой было острым и сильным. В 1939г. Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было передано за три дня до Великой Отечественной войны. Всё, что имело отношение не к войне, отодвинулось на задний план. Письмо осталось без ответа. Бунину не суждено было вернуться на Родину.

          8 – го ноября 1953г. Писатель скончался в Париже, там же похоронен.

Человек умирает дважды: один раз – физически, второй раз, когда умирает память о нём. Бунин жив, благодаря своим произведениям, оставленным нам в наследство.

          Постигая бунинскую прозу, мы будем пользоваться литературоведческими понятиями. Повторим их с помощью теста.

 

6-ой слайд.

7-ой слайд.

 

Выразительное чтение по ролям рассказа «Лапти».

 

Анализ рассказа.

- В какое время года происходит действие рассказа? 

 Учащиеся. Вьюжной зимой.

 

Бунин нечасто использует в своих описаниях метафоры. Но если все-таки прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости.

 

- Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы. Учащиеся. На протяжении всего рассказа состояние природы      приравнивается к состоянию моря во время урагана. Используя эту метафору, Бунин стремится показать буйство природы: «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег».

 

- Какое чувство вызывает стихия?

Учащиеся. Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх.

 

- Почему душа матери охвачена страхом? Вам понятен ее страх?

 Учащиеся. У нее болен ребенок. Она не знает, что делать, так как осталась одна - муж в отъезде. Бунин пишет: «…плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности».

 

- Какие цветовые эпитеты дает Бунин в 1 абзаце?

Учащиеся. «Белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный дом» и «в жару… плакал ребенок». Антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку.

 

- Таким образом, 1 абзац очень важен в композиционном отношении. Это завязка рассказа. Назовите героев рассказа.

Учащиеся. Мама, мальчик, Нефед, мужики.

 

- Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

Учащиеся. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

 

- Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

Учащиеся. Федор.

 

- Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

Учащиеся. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».

 

 -Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

Учащиеся. По народным поверьям, если выполнить желание больного, он выздоровеет.

 

- Нефед поступает как психолог. Мать теперь волнуется не только за сына, но и за него. И вместе с волнением в душе селится надежда. Нефед – это лекарь душ. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Что отличает человеческую душу? Она бессмертна. Значит, случайно ли желание ребенка? Нет. И мы понимаем, автора волнует тайна русской души. У Нефеда душа какая? Добрая. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

 

- Найдите эпитет, предсказывающий скорую развязку.

Учащиеся. «Зловещий стук»

 

- Представьте, что вы не читали рассказ дальше. О чем бы мог поведать эпитет «зловещий стук»?

Учащиеся. Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет.

 

- Бунин допускает чудо. Нефед не бог, но именно он совершает невозможное. Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда   - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.

 

- Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

Учащиеся. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

 

- Так о чем же этот рассказ.

Учащиеся. Этот рассказ о доброте, о самоотверженности. О жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь.

 

8-ой слайд

 

- Мы говорили с вами о том, что часто в литературном произведении можно выделить контрастные мотивы. Какие контрастные мотивы выделяются в этом рассказе?

Борьба и смирение; жизнь и смерть, вера и безнадежность.

Составьте даймонд, пользуясь данными контрастными мотивами.

 

Дети читают составленные даймонды.

                                                Жизнь,

                                                Вечная, мудрая,

                                                Радует, течет, изменяется.

                                                Как быстро все проходит.

                                                Отнимает, убивает, пугает

                                                Холодная, мрачная

                                                Смерть.

 Итог урока.

 

 Д.З. Прочитать рассказ «Цифры», дать рассказу свое название.

 

 

         Подумать, над чем заставляет задуматься рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© literatyra-voronina

Сделать бесплатный сайт с uCoz